"Mise en abyme" или "принцип матрешки" - особая техника в искусстве. Спектакли-рекурсии, спектакли-матрешки эффектны и захватывающе интересны именно за счет своей многослойности, глубины, парадоксальной реалистичности при полной абсурдности происходящего. Этот необычный, несколько безумный прием объединил двух бессмертных гениев, потрошащих человеческие пороки и выворачивающих души и мозги по сей день - Михаила Булгакова и Жан-Батиста Поклена Мольера в философской притче "Кабала святош".
Театральная постановка представляет собой гармоничный симбиоз нескольких пьес: "Кабалы святош" и "Господина де Мольера" Михаила Булгакова и "Тартюфа" Жана-Батиста Мольера, этакий "шум за сценой" по-французски (собственно, придуманный задолго до самого "Шума за сценой") с чертовщиной, абсурдом, безумной страстью, блестяще прописанными диалогами и философскими рассуждениями.
Действие начинается в театре Пале-Рояль, где Жан-Батист Мольер с труппой представляет свою пьесу - королеву драмы "Тартюф", повествующую об одной эксцентричной семейке, ее скелетах в шкафах (и на столах) и роялях в кустах. В хитросплетениях пьесы высмеиваются людские пороки, оскорбляются чувства верующих, а также пылают дикие страсти и плетутся запутанные интриги. К слову, в жизни самого Мольера интриг, скандалов и неожиданностей чуть ли не больше (обойдемся без спойлеров), чем в его "гнуснейшей пьесе".
Затем идет разбор скандальной пьесы на королевском художественном совете и зрители наблюдают дальнейшую судьбу Мольера. Кабала Священного Писания (те еще сектанты) раскритиковывают произведение в пух и прах и требуют у короля Франции запретить публичные показы "Тартюфа". Но королю неожиданно пьеса приходится по вкусу, и он дает Мольеру свое благословение.
Спектакль очаровывает не только мастерски выстроенной концепцией, сочетанием драмы, фарса, комедии и трагедии, но и специфическим (театр драмы себе не изменяет), смелым, но стильным, гармоничным и красивым оформлением, как визуальным, так и музыкальным. Латинские католические замогильные песнопения прекрасно сочетаются с французскими лирическими песнями и классикой. Жужжание мухи - тоже важнейший элемент музыкального сопровождения. Основной, а порой и единственной декорацией, опорой символизма произведения является огромный длинный стол, который подчеркивает грандиозность, и в то же время камерность постановки (в режиме СПГС можно усмотреть косплей на "Тайную вечерю", Булгаков одобряет).
Довольно комедии. Это самая настоящая драма: бытовая, грязная и гениальная. История жизни французского драматурга и актёра Жана Батиста Поклера де Мольера, описанная русским писателем и драматургом Михаилом Булгаковым. "Кабала святош" - смелая, скандальная, интригующая, злословная, актуальная по сей день пьеса, зеркало эпох, с аллюзиями на цензуру и запреты, которым подвергались и Булгаков, и Мольер.
"Ужасна кабала как заговор святош, ужасна кабала — зависимость. Вдвойне ужасна кабала от кабалы святош".