Когда однозначно хорошие, формально безупречные, качественные фильмы, не впечатляют, не запоминаются, а странная несуразица приводит в восторг, оставляет яркие эмоции и пробуждает остро-логическое мышление, воображение и талант стендапера, думаешь, это с тобой что-то не так или с «образцовыми» фильмами. Привет другому «бриллианту» кинематографа с угрями и водичкой, чуть не сбившему настрой на долгожданный триллер Шьямалана.
Так или иначе, в спорных, неоднозначных фильмах что-то есть. Возможно, восприятие схожее к восприятию реальности, двоякое, объемное, относительное.
Минималистичные, но кричащие титры на черном фоне напустили пафоса перед стандартным триллерно-хоррорным началом: средь бела дня похищают правильную прилежную блондинку, кудряшку и социопатичную няшку. Причина похищения – отдельная тема и вообще двигатель сюжета. Девочки приходят в себя огромном подвале, где их ждут веселые приключения и психоделически-психологический экшон. Ведь похититель не один, а целая превеселая толпа, хоть и управляющая единственным телом (да каким, МакЭвой же).
Множественные умы похитителя не дадут заскучать. Всего их 23 (и зверюшка), но выносить мозг заложницам будут только пятеро участников театра абсурда одного актера:
Деннис. Дисциплинированный, помешанный на чистоте и порядке, суровый педант в очках и застегнутой на все пуговицы рубашке;
Патриция. Утонченная, строгая, но доброжелательная дама в вишневом джемпере и на каблуках;
Личность, за которую МакЭвою (не) дадут Оскар, 9-тилетний наивный сорванец Хэдвиг. Но за лучший поцелуй в кинематографе и безупречный навык соблазнения можно простить все;
Барри. Модельер, творческая личность, внезапно, адекватная, спокойная, мягкая и терпеливая;
Зверь. Полуголая, дикая, фантастическая тварь со своей философией, обладающая сверхчеловеческими силой и скоростью и крушащая все на своем пути (когда Эрика Леншера нет рядом).
Под конец ненадолго объявится сам владелец дурдома в черепной коробке. Это Кевин, забитый застенчивый интроверт, от тяжелой жизни породивший всю разношерстную компанию. В его голове личности ссорятся, «выключают свет» друг другу, нередко выдают себя за другого обитателя тела МакЭвоя. Но не все так плохо (для данной ситуации): всех быстро успокоит Патриция, Барри вывезет адекватную коммуникацию с внешним миром, а Деннис убережет Кевина от внешних и внутренних угроз.
Похищенные девочки тоже не так просты, но неприспособленные к экстремальным ситуациям, они не пройдут беспринципный естественный отбор, забытый в эру «нормальности», безопасности и мнимого благополучия. Останутся только испытавшие тяготы и лишения жизни «стреляные воробьи», способные выпустить собственных, порожденных прошлым, зверей.
Непринужденный жизненный спектакль человека с диссоциативным расстройством идентичности заставляет самую стойкую из похищенных, Кейси, вновь погрузиться в тяжелые воспоминания, пережить страшное прошлое. Но она не падает духом, а бросает вызов смерти, страху, необъяснимой, непредсказуемой человеческой природе и самой себе. Заложница затевает с похитителем игру разума с метаморфозами и перевертышами, в которой раскрываются их общие черты. Сознание героев выстроило себе защиту из того, что их окружало: Кевин работал в зоопарке, а отец Кейси часто брал её с собой на охоту.
Каждое испытание проверяет Кейси на прочность, пережитый горький опыт, обработанный сознанием, меняет, преображает ее личность. Особенностью этого испытания становится то, что нынешний зверь оказывается человечнее, чем человек, причинивший ей боль в детстве. Девочка могла бы уподобиться своему обидчику из прошлого, но она не охотник, она – укротитель.
Глубину полной красок картине придают флэшбеки и символизм уровнем выше «Хижины в лесу», но ниже «Ганнибала». Сам режиссер в своих интервью толкал местами добротные тирады о символизме: архетипичные образы героев (жертвенный агнец, девушка, покоряющая чудовище, пробуждающееся в темноте зло), утрированно противоположные места действия (темный подвал похитителя, светлый кабинет доктора). Вершина символической пирамиды - скульптура льва, ревущего над раненной стрелой львицей.
Внезапный «Неуязвимый» Брюс Уиллис в конце фильма – тоже своеобразный символ, говорящий о том, что Кевин не просто слабый фрик во власти своих демонов-особенностей, а иное создание, вынужденное существовать среди людей. Это словно аккуратный реверанс к теме дискриминации и меньшинств, которая преподнесена не топорно и не вульгарно.
Вообще, кино, в котором МакЭвой играет несколько персонажей, иногда притворяющихся друг другом, да еще при этом физически являющимися одним человеком (еще с десяток сущностей сыграны мимоходом), безусловно беспроигрышное. Тут еще и Брюллис за 5 секунд организовал вольной интерпретации истории про Билли Милигана целую вселенную. За рекламу, как в случае любого другого фильма с бритым МакЭвоем, отвечает Clique с шутками про Оксимирона.
Цитата Ницше/строчка из ГрОб