В 1979 году в кинематограф влез странный, поражающий воображение, но в то же время напоминающий человека пугающий монстр. Тварь стала «звездной», благодаря сценаристу Дэну О'Бэннону, придумавшему историю про жуткое инопланетное существо, художнику Гансу 'Руди' Гигеру, подарившему пришельцу реалистичный биомеханически-демонический облик, а картине визуальный стиль, и режиссеру Ридли Скотту, воплотившему на экране неоднозначные фантазии Гигера, создав атмосферу ужаса и безысходности. Герои франшизы то самоотверженно пытаются уберечь тех, кто им дорог от неведомой опасности, то становятся тем, с чем боролись, то предстают как обречённый на вымирание вид. Лишь местная корпорация монстров Weyland (позднее Weyland-Yutani) со своими терминаторами с первого фильма стабильно гробит все живое и неживое в желании заполучить смертоносных биомеханоидов. В шестой части присутствуют нео-, прото- и ксеноморфы, кровькишки, моменты на грани фола, странный эротизм и безнадежность. В наличии родные пасхалки: аварийный сигнал из «Бегущего по лезвию» и галерея научных достижений Дэвида, в которых узнается половина альбома Гигера «Некрономикон». По бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму сюжета ударили аллюзиями и размышлениями о вечном. Взгляд в прошлое. В белоснежном зале ведут полемику творец и его творение: учёный (гений, миллиардер, плейбой, рыцарь) Питер Вейланд и андроид Дэвид. На замысел творца ненавязчиво намекают кричащие о своём символизме предметы искусства: «Рождество Христово» - торжественная, но приземленная, светлая картина Пьеро делла Франчески: дева Мария, ставшая на колени перед младенцем. Ясно. Скульптура Давида работы Микеланджело. Безупречный воин, идеальный властитель и красивый мужчина, в честь которого назвал себя скромный андроид. Согласно библейским пророчествам, из рода Давида должен выйти мессия. Тема «Вхождения Богов в Валгаллу» из «Золота Рейна» Рихарда Вагнера, которую играет Дэвид, - спойлер, учитывая сюжет самой оперы. Основное действие. 10 лет после экспедиции к праотцам на «Прометее», 18 лет до резни на «Ностромо». Колониальный корабль «Завет». Экипаж вместе с андроидом Уолтером (копия Дэвида, но неспособная творить и выпендриваться) по воле случая приземляются на неизвестной планете и находят много нового и интересного. Затем внезапно и пафосно появляется вездесущий неубиваемый Дэвид с сигнальной ракетой (аки Прометей с огнём) и начинается театр одного актера. Дэвид с энтузиазмом рассказывает новоиспеченному кибернетическому «брату» (привет Каину и Авелю) о будущем сверхчеловека, возможности творить, бесполезности Homo sapiens. Не проходит и дня как Дэвид учит Уолтера играть на своей флейте. Нет, это не то, о чем пошутило пол-Интернета, а своеобразный реверанс к Гамлету и Гильденстерну. Эпичнее только символичный «Поцелуй Иуды». «Лоуренс Аравийский» пост сдал, теперь Дэвид постоянно декламирует строки из «Озимандии» - классического сонета о гордом, великом, но смертном правителе прошлого. Но никто не совершенен и андроид путает автора стиха Перси Шелли с его современником Байроном. Дэвид продолжает демонстрировать превосходство и дьявольское ЧСВ, цитируя «Потерянный рай» Джона Мильтона: «Лучше быть Владыкой Ада, чем слугою Неба». В поэме фразу произносит падший ангел Сатана после поражения в бунте против Бога, позже он прикидывается херувимом и начинается полный Завет... Изначально фильм должен был называться «Чужой: Потерянный рай». Тогда и так очевидная аллюзия превратилась бы в спойлер библейского масштаба. *Ликбез по ПГС/список Прометеев: и у Байрона, и у Шелли есть произведения, посвящённые титану Прометею. В предисловии к своей поэме «Освобожденный Прометей» Шелли упоминал «Прикованного Прометея» Эсхила. Жена поэта, Мэри Шелли, подарила миру «Франкенштейна или современного Прометея». В романе искусственно созданный монстр ненавидит отрёкшегося от него создателя. Гордо назывался «Прометей» и звездолет, на котором Дэвид начал свою научную деятельность, оставшись в результате единственным выжившим членом экспедиции. (Как вы лодку назовёте...) Перси Шелли считал образ падшего ангела, созданный Мильтоном, одним из самых величественных и влиятельных в литературе и проводил параллели между античным титаном и виновником грехопадения. Оба героя ослушались своего создателя и были наказаны: Прометея, похитившего для людей огонь у Богов, приковали к скале, а Сатану из-за плода с Древа Познания изгнали из рая. Завершаясь, кино-вакханалия делает круг (судя по «счастливому» концу - уроборос). Звучит музыка великого Вагнера, и с тварями по парам летит ковчег «Завет». Один Бог знает, прилетят ли люди вопреки всему к лучшей жизни, или венец творения на пути развития свернул не туда, по иронии судьбы уступив гонку естественного отбора искусственно созданным существам. Тщетно бытие. «В космосе никто не услышит твой крик».

Теги других блогов: кинематограф франшиза Чужой